Искать в этом блоге

суббота, 22 ноября 2014 г.

Репин сын Репина./страницы жизни./



Имя художника Ильи Ефимовича Репина известно всему миру.

Имя художника Юрия Ильича Репина сравнительно небольшому кругу специалистов.

Одни из них считают сына великого Репина бездарностью и идиотом,паразитировавшим на известности отца, другие, живописцем по-своему талантливым,но скрытым тенью величия Репина-старшего. Истина же, как всегда, находится где-то посередине...
Юрий (Георгий) Ильич Репин родился 29 марта /10 апреля/1877 года,в Чугуеве,Харьковской губернии. Русский живописец, член Товарищества передвижных художественных выставок, сын Ильи Ефимовича Репина,знаменитого мастера,от его первого брака с Верой Алексеевной Шевцовой./рисунок Ильи Репина/

В тот же день, когда мальчик появился на свет, Репин отправляет Стасову письмо с радостным известием и добавляет, что сына назовёт Георгием.Вскоре приходит ответ:
- Вот у Вас нынче сын Георгий, а 3 дня назад я крестил у моей Софьи нового своего внука, тоже Георгия, только под именем Юрия. Я бы советовал и Вам предпочесть русскую форму – византийской. Мне по крайней мере слово "Юрий" ужасно нравится, я же его сам и предложил.
В церковной книге мальчика все же записали под именем Георгий,но все его называли Юрием. Юрий - третий ребёнок в семье. После разлада в отношениях родителей Юрий и его младшая сестра Татьяна,остались жить с матерью, старшие Вера и Надя переехали к отцу.На этом фото Репин Илья Ефимович в кругу семьи, в кресле Вера Алексеевна,Юра и Надя,у кресла Вера Ильинична, фотография 1883 года.

Уже в юном возрасте Юрий знал, что пойдет по стопам отца. Всем своим детям Репин прививал любовь к искусству,но только Юрий стал художником./портрет Юрия Репина работы В. С. Сварога,1915 год/

- Надо развивать в ребёнке самодеятельность, не убивая его оригинальности, а, развивая и направляя осторожно его природные наклонности, - говорил И.Е.Репин.
Уже тогда Юрия современники признавали, что "он был не бездарен, но сравнение с отцом мешало ему".Репин, рекомендовал своего сына И.Бродскому
- Юра хороший рисовальщик и знает великолепно перспективу.
Начав с домашних отцовских уроков рисования и живописи,он учился впоследствии в художественной школе княгини Тенишевой и Петербургской Академии художеств, где преподавал и Илья Ефимович, но бросил учёбу, не получив звания художника.Однако участие в выставках,в том числе и выставок проводившихся в залах Императорской академии,принимал...Прошу меня простить за отступление в рассказе о художнике,но очень хотелось бы вам рассказать о школе княгини Тенишевой.

Она упоминается часто в биографиях многих замечательных и известных художников.Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева

русская дворянка, меценат,общественный деятель, коллекционер,художник-эмальер,которую современники назвали "гордостью всей России".Она старалась помогать студентам.Обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий,устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы.Из её книги воспоминаний:
- Слава, приобретенная Репиным, - преувеличенная или нет, это покажет будущее - все же сделала то, что к нему валила молодежь учиться со всех концов России. Однажды он предложил мне устроить в моей мастерской в Петербурге студию для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию. Конечно, я откликнулась с радостью на это предложение, потому что в Петербурге до той поры не существовало никаких классов для перехода из рисовальных школ в Академию художеств. Студия наша сразу завоевала почетное место. Желающих поступить в "тенишевскую школу" было в десять раз больше, чем позволяло помещение.

В начале учебного сезона места брались положительно с боя, иногда даже происходили очень тяжелые сцены отчаяния, когда Репин, после пробных занятий, отстранял того или другого ученика, не находя в нем достаточно данных.

Горе этих молодых людей глубоко трогало меня...Репин приходил раз в неделю, а иногда чаще, поправлять этюды, а раз в месяц устраивался конкурс эскизов на заданную тему. Студия выходила на Галерную. На этой улице не было ни ресторана, ни приличной столовой или кондитерской. Пойти закусить или позавтракать было некуда, приходилось для этого переходить огромную Исаакиевскую площадь, бог весть куда, что отнимало много времени. Петербургский зимний день и так короток, поэтому многие предпочитали голодать до вечера. Я придумала, чтобы устранить это неудобство, устроить в особой комнате, рядом с мастерской, что-то вроде чайной. В двенадцать часов подавался огромный самовар с большим количеством булок. Вначале мои художники стеснялись пользоваться даровым чаем, отказывались под разными предлогами, некоторые даже удирали до двенадцати часов, но потом понемногу привыкли к этому обычаю, тем более что я приходила вначале сама с ними пить чай во время перемены,приглашая составить мне компанию. В конце концов, все до такой степени привыкли к этому чаю, что потом, уже поступив в Академию, прибегали к нам оттуда,даже приводя с собой товарищей. Меня же это очень радовало.

Иногда у нас в студии по вечерам собирались художники, пели, играли и даже танцевали,устраивались чтения, и всегда было так молодо, весело, непринужденно. Однажды я устроила для моих больших детей нарядную елку, на которой красовались карандаши, резинки и много сладостей, а потом мы до утра танцевали. Кажется, это единственное место в Петербурге, где я так от души веселилась. Студия просуществовала восемь или девять лет и была закрыта исключительно по капризу Репина, не пожелавшего больше ею заниматься, вероятно, потому, что интересы, которые он преследовал, не увенчались ожидаемым успехом...
Вот такие прекрасные школы существовали в дореволюционной России. Но вернемся к Юрию Репину. Так и не став дипломированным художником,он работает помощником в мастерской отца и даже переехал к нему жить в "Пенаты", открыв там в 1914 году частную рисовальную школу для детей, писал портреты,картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году он был награжден юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской и золотой медалью за картину "Великий вождь (Петр І в Полтавской баталии)"

В 1913-м-II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину "Тюренченский бой"

В 1915-м — премией по исторической живописи Общества им. А. Куинджи.Не будь Юрий Репин сыном своего отца, кто знает может быть, жизнь его сложилась бы совсем по-другому и он стал бы известным и успешным художником. Но груз ответственности, наложенный фамилией, оказался для Юрия непомерным.Даже самые успешные его картины не могли сравниться с шедеврами Ильи Репина.Эти картины Юрия Репина,часть картин вы видите с выставки в Финляндии,а часть в "Пенатах":


А их постоянно сравнивали и злословили на тему природы,отдыхающей на детях гения. К тому же сам Юрий Ильич слыл человеком, скажем так, странным и часто поражал своими экстравагантными выходками. 53-летний Юрий в день похорон своего отца неприятно удивил окружающих. По воспоминаниям очевидцев,покойника положили на столе на веранде. Юрий Ильич с утра ушел в лес с ружьем и вернулся к обеду, неся в руке убитого зайца. Пройдя на веранду,он прибил этого зайца в распятом виде к столу в ногах покойного. Затем, вбив еще один гвоздь, подвесил корзинку с яблоками. Когда его спросили, что это значит, Юрий Ильич ответил:
- Я принес в дар папе все, что мог самого дорогого.
Скорее всего он действительно страдал душевной болезнью, которой в той или иной степени были подвержены все дети Репина.Это портрет Юрия,отец его нарисовал,когда он был еще маленьким

И эта болезнь, степень которой наверняка преувеличивали, стала еще одним поводом для злословия: некое медицинское светило из Петербурга, заметив на стене одной из комнат усадьбы Репина "портрет молодого человека" репинской кисти, стало хвалить Илью Ефимовича за "удачно схваченный образец вырождения".
- Взгляните на этот безвольный подбородок,на эту обреченную линию губ, на потухший, погруженный в созерцание себя взгляд — рассуждало светило, — и вы легко поставите диагноз: дебил в начальной стадии.
Заметив смущение гостей и самого хозяина усадьбы, медик осекся, на портрете был изображен сын Репина — Юрий. Знакомые Юрия Репина, хотя и описывали его как "красавца с точеными чертами лица",

однако отмечали его странности — скрытность, необщительность, увлечение мистикой. Юрий мучался видениями, мрачными предчувствиями, постоянно слышал некие "голоса".../работа Ильи Репина/

С 1907 года жил рядом с отцом, в посёлке Куоккала,ныне поселок Репино рядом с Петербургом,где Наталия Борисовна Нордман-Северова,

гражданская жена Ильи Репина, выделила Юрию и его семье участок, на котором был построен дом с мастерской, названный им из-за архитектурного сходства "Вигвамом".

А саму усадьбу Илья Репин назвал именем "Пенаты".

Пенаты,это в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага,отсюда выражение "вернуться к своим пенатам".
Жил Юрий с женой Прасковьей и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием).

Сыновья носили древнеримские имена Гай и Дий.Они были тихими искромными детьми и,кроме звучных имен ничем не выделялись.
Однако отношения сына Юрия и отца Ильи Репина безоблачными не назовешь.

С ним он часто ссорился и подолгу не общался. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский:
- В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с Пенатами, а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые, Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо, и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из Пенатов и скрыться от отцовского глаза.
- К нему бы твердый характер,-рассуждал отец - и сын стал бы хорошим художником. Но он живет одним днем, отлынивает от работы, да еще и пьет... А его женитьба! После венчания противно с Юрием разговаривать...
Юрий женился на их кухарке,как считал её Илья Ефимович,"наглой, разбитной девке. Она ловко заарканила мальчишку: облапошила и повела под венец. Полбеды, что она ему не ровня, обидно, что мальчик стал чужим и требует только деньги..."...
К сожалению, о судьбе детей Юрия Репина практически ничего не известно. Гай жил в Германии, долго болел. Трагично сложилась и судьба Дия.Он был моряком, мечтал обучаться в Ленинградской академии художеств. Придя из плавания,самовольно на лыжах отправился из Финляндии в Россию и пропал. Отец просил навести справки о его судьбе и по возможности помочь ему.Он писал Бонч-Бруевичу
"...у меня есть к Вам просьба. Дело в том, что мой сын, Дий Юрьевич Репин (28-ми лет) желал отправиться в Россию на жительство, а посему он, помимо моего ведома, ушел в Россию, это было в первых числах Марта сего года, или в последних числах Февраля. Дий Юрьевич Репин очень талантлив к живописи, что еще заметил его дедушка; и, по всему этому, я обращаюсь к Вам с просьбой навести о нем справки и посодействовать ему. Надеюсь,
что и Вы не оставите мою просьбу от сердца.С почтением, Юрий Репин".
"Секретно.28 мая 1935.Народному комиссару внутренних дел Г.Г. Ягоде.
Дорогой Генрих Григорьевич. Во время моего отсутствия в командировке в Ленинграде по делам нашего Государственного Литературного музея, на мое имя пришло письмо, помеченное 28/IV-35 г. от Ю.И. Репина, сына знаменитого художника И.Е. Репина.В последнем письме, о котором я Вам пишу, сын И.Е.Репина сообщает мне следующее,о чем я считаю необходимым довести до Вашего сведения. Делаю точную выписку из его письма. Само собой понятно, что я решительно ничего не знаю об этом внуке знаменитого художника Репина и также, само собой понятно,что я ни одного слова о нем не писал и писать не буду его отцу, а Вам для сведения сообщаю. С коммунистическим приветом Директор ГЛМ Влад. Бонч-Бруевич".
Но,что случилось с внуком великого художника Репина, затерялся он на просторах СССР или был пойман НКВД, выжил или погиб,об этом история умалчивает и остается тайной до сих...Но из архивных данных НКВД ныне известно, что Дий Репин не случайно оказался на территории России. Он якобы состоял членом сразу двух антисоветских организациях, действовавших на территории Финляндии.Было ли это так в действительности, вряд ли кто сможет ответить. Как бы то ни было, Дий Репин был арестован НКВД и приговорен 10 июня 1935 года трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу. Ему было тогда всего 28 лет (Бородина Т.П. "Надзор сыскной полиции Финляндии за И.Е.Репиным и его семьёй" в сб. материалов "Санкт-Петербург и страны Северной Европы",СПб, 2011, с.33-45)...После 1939 года Юрию Ильичу не суждено было дальше работать в своей мастерской, располагавшейся в доме рядом со знаменитыми "Пенатами" его отца Ильи Ефимовича Репина.Приобретая в 1899 году маленькую усадьбу на Финском заливе, Илья Репин и представить не мог, как развернутся события в будущем...в 1918 году неожиданно они для себя стали "иностранцами". Финляндия, которой по ленинскому декрету была предоставлена независимость, закрыла границу с революционной Россией. А проходила граница тогда по пригородным дачным местам (ныне Курортный район Санкт-Петербурга). И Илья Репин на восьмом десятке оказался по финскую сторону границы, в чужой стране, без средств к существованию.Они оказались в изгнании со всеми его лишениями и бедами, главной из которых стала нищета.

Вся семья Репиных испытывали сильную нужду, практически находясь на иждивении отца. До самой смерти Илья Ефимович перебивался продажей за бесценок своих полотен.Но возвращаться в Россию отказался.

29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет великий художник скончался. Согласно его воле, был похоронен в своих любимых "Пенатах",где прожил три десятилетия.Этот холм он сам определил, как место будущей могилы, в своём любимом саду рядом с домом...

После его смерти в доме потекла странная жизнь близких по крови людей. Никто друг с другом не общался и не разговаривал, каждый жил сам по себе.Его дети и внуки оказались в бедственном положении.Великий художник не оставил им никакого состояния, существовали они на деньги, выручаемые за распродажу его работ, которые еще оставались в Пенатах. По завещанию гражданской жены ильи Репина,поскольку формальной хозяйкой собственности была она, дом в Пенатах переходил в пользу Академии художеств для организации там музея Репина, но только после смерти художника, а до того оставался в его пожизненном владении. Поступила она возможно так, чтобы дом в будущем не достался детям Репина, с которыми у нее были плохие отношения. Делами усадьбы занялась Российская Академия художеств,которой когда-то были завещаны "Пенаты". Юрий с сестрой Верой покинули отцовский дом с остатками обстановки. Жили в Выборге, Териоки, Хельсинки.Но открытый здесь музей скоро пришлось эвакуировать. Началась война. Картины и рисунки Репина, предметы обстановки и личные вещи провели в надежных подвалах старинного здания Академии на Васильевском острове все военные годы и всю блокаду. В июне 1944 года война ушла из Куоккалы.Тогда стало известно, что репинского дома больше нет.

Сгорели и дом Юрия, и все беседки в парке. Усадьбу решено было восстановить. Обмеров дома не было, поэтому восстанавливали его по сохранившемуся фундаменту и старинным фотографиям.Ведь сохранился архив Репина, содержащий множество фотографий, запечатлевших не только обитателей "Пенатов"

их друзей

и родных,

но и всю обстановку

В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. Дом "пророс" новыми стенами,

а сохраненные вещи заняли привычные места...

Жена Юрия Репина - Прасковья Андреевна умерла от туберкулеза значительно раньше, в 1929 году.Испытав сильное потрясение после смерти жены,отца,сестры Нади и судьбе сына,в дальнейшем Юрий Репин вёл замкнутый, религиозный образ жизни, появилась склонность к мистицизму, основной темой его произведений становится тема страстей Голгофы.Перед "зимней" войной Юрий и Вера выехали вглубь Финляндии. В 1939г. вместе с другими жителями Куоккалы были эвакуированы в деревню Леванто, оставив отцовский дом. По окончании войны поселились в Хельсинки. Художник продолжал много работать, хотя не имел подходящих условий для занятий живописью. В приюте "Армии спасения" Юрий Репин ютился в крохотной коморке.Сестра Вера умерла в возрасте 76 лет и была похоронена на православном кладбище в финской столице. Юрий после смерти сестры стал бродяжничать. Полубезумный старик зимой и летом бродил по городу в монашеской рясе, в ермолке на голове и сандалиях на босу ногу.

Еду добывал среди отбросов на городском рынке, а собственные картины бесплатно раздавал всем желающим. Мысли о скорой и неминуемой смерти все больше овладевали им. Не помогло даже лечение в клинике для психически больных, куда он попал после того, как окончательно тронулся рассудком...9 августа 1954 года Юрий Репин покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна ночлежки...Похоронен рядом со старшей сестрой Верой.

Не было забыто творчество Юрия Ильича. Сегодня его работы находятся в Третьяковской галерее, в доме-музее И.Е. Репина "Пенаты"в бывшей Куоккале, в Национальной галерее в Праге, во многих частных собраниях…



http://vecherniy.kharkov.ua...
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.politjournal.ru/...
http://www.nkj.ru/archive/a...
энцик,архив... 
 http://my.mail.ru/community/zhivopisgrafika/653BD6EC9C10B062.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий