Искать в этом блоге

среда, 9 января 2013 г.

Юбилей Бориса Чичибабина

                      «Я родился в 1923 в Кременчуге, на Украине. Подписываю свои стихи фамилией Чичибабин — это фамилия моей матери. Она находится в родстве со знаменитым химиком Чичибабиным — это мой двоюродный дедушка, но я его никогда в жизни не видел. И никогда в жизни не видал своего отца — моя фамилия по паспорту Полушин, фамилия усыновившего меня отчима. Он был военнослужащим, поэтому семья часто меняла города, я в детстве жил в Кировограде, потом очень долго на Харьковщине. Окончил школу в 1940 в Чугуеве, а в 1941 началась война. В 1942 был призван, служил в авиационных частях Закавказского фронта до окончания войны. После демобилизации в июне 1945 поступил в Харьковский университет на филологический факультет. Я сдавал экзамены за два курса — хотел через год перейти на третий курс, но мне не удалось кончить ни одного: в июне 1946 был арестован. Когда меня спрашивают: за что?— я отвечаю: ни за что, как многие в те времена...»
Борис Чичибабин. "Сними с меня усталость, матерь Смерть..."

 



     Борис Алексеевич Чичибабин (9 января 1923, Кременчуг — 14 декабря 1994, Харьков; настоящая фамилия — Полушин) — русский поэт, «шестидесятник». Жил в Харькове, был одним из самых талантливых представителей творческой интеллигенции города в 1950-е — 1980-е годы. Признание широкого читателя пришло к поэту только в конце жизни, в годы перестройки.
Б. А. Чичибабин воспитывался в семье офицера, окончил школу в г. Чугуеве Харьковской области. Его псевдоним взят в честь двоюродного деда со стороны матери, академика Алексея Евгеньевича Чичибабина, выдающегося ученого в области органической химии и одного из первых советских «невозвращенцев». В 1940 г. Борис начал учёбу на историческом факультете Харьковского университета, но в начале войны был призван в армию и служил на Закавказском фронте. В 1945 г. поступил на филологический факультет ХГУ, но уже в июне 1946 г. был арестован и осужден на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Предположительно [1], причиной ареста были стихи — крамольная скоморошья попевка с рефреном «Мать моя посадница», где были, например, такие строки:
    Пропечи страну дотла,
    Песня-поножовщина,
    Чтоб на землю не пришла
    Новая ежовщина! 
В тюрьме Чичибабин написал «Красные помидоры», а в лагере — «Махорку», 
два ярких образца «тюремной лирики». Эти стихи, положенные на музыку, 
широко разошлись по стране.
 
Уже в 50-е годы, после возвращения из лагерей, намечаются основные темы лирики Чичибабина. Это, прежде всего, гражданская тема, «новый Радищев — гнев и печаль» которого вызывают «антисемитские кретины и государственные хамы», как в стихотворении 1959 г. «Клянусь на знамени весёлом» («Не умер Сталин»). К ней примыкает редкая в послевоенной поэзии тема сочувствия угнетенным народам советской империи — крымским татарам, евреям, «попранной вольности» Прибалтики — и солидарности с ними («Крымские прогулки», «Народу еврейскому»). Эти мотивы сочетаются у Чичибабина с любовью к России и русскому языку, преклонением перед Пушкиным и Толстым («Родной язык»), а также с сыновней нежностью к родной Украине:
У меня такой уклон: Я на юге – россиянин, А под северным сияньем Сразу делаюсь хохлом. В начале 60-х, на волне массового увлечения поэзией, Чичибабин с успехом читает стихи на поэтических вечерах, ведет литературную студию.

Благодаря прямоте и отсутствию фальши, поэзия Чичибабина в 70-е — 80-е годы становится известна интеллигенции и за пределами Харькова. В годы перестройки его стихи зазвучали злободневно, насущно, их активно печатают газеты и журналы, выходят итоговые неподцензурные сборники. В 1990 г. за книгу «Колокол» поэт удостоен Государственной премии СССР. Чичибабин участвует в работе общества «Мемориал», дает интервью, выезжает в Италию, в Израиль. Но принять результаты перестройки поэту оказалось непросто. Его «стихи обходят с неприязнью барышника и торгаша». Чичибабин, которому были «думами близки» и «Россия с Украиной», и «прибалтийской троицы земля», и «Армения — Божья любовь», не смог смириться с распадом Советского Союза, отозвавшись на него исполненным боли «Плачем по утраченной родине».
«Борис давно понял свое предназначение поэта и следовал ему до конца дней»(Булат Окуджава, [3]).
Похороны Бориса Чичибабина в декабре 1994 г. в Харькове были многолюдны. На улице в центре города, названной в его честь, сооружена мемориальная доска со скульптурным портретом.
http://www.rudata.ru/wiki/
 
К 90- летию Бориса Чичибабина в библиотеке для юношества открылась выставка 
произведений писателя "Мой любимый Борис Чичибабин..." Приглашаем всех желающих!

Комментариев нет:

Отправить комментарий